1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в гл. 4 ГК РФ о юридических лицах (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; далее — Закон № 99-ФЗ). В частности, все вновь созданные акционерные общества теперь могут быть либо публичными, либо непубличными, а деление акционерных обществ на открытые и закрытые уходит в прошлое. Те компании, которые размещают акции путем открытой подписки, в том числе на организованных торгах, будут публичными. При внесении первых изменений в учредительные документы они обязаны добавить в наименование слова «публичное» — «публичное акционерное общество». Остальные акционерные общества останутся непубличными. Они должны убрать из наименования степень открытости и оставить в названии просто «акционерное общество». Проблема заключается в том, что в ГК РФ нет механизма изменения статуса компании из публичной в непубличную, а в специальное законодательство еще не внесли необходимые изменения.
Если общество хоть раз размещало акции путем открытой подписки, оно является публичным
ГК РФ называет три признака публичного акционерного общества: публичное размещение ценных бумаг (путем открытой подписки), публичное обращение ценных бумаг в соответствии с законом о рынке ценных бумаг и наличие в наименовании общества слова «публичное». Все иные акционерные общества признаются непубличными.
Цитата: «Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным» (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).
Таким образом, возникла необходимость разделения всех акционерных обществ на публичные и непубличные.
При этом, исходя из буквального прочтения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, можно было бы прийти к выводу о том, что все акционерные общества, которые по состоянию на 01.09.2014 размещают свои акции путем открытой подписки или акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, должны признаваться публичными. Остальные же акционерные общества должны признаваться непубличными. Следовательно, по состоянию на 01.09.2014 все ЗАО признавались бы непубличными акционерными обществами, а ОАО могли бы быть как публичными, так и непубличными.
Кроме того, было не совсем понятно, могли ли, например, собственники акционерного общества самостоятельно выбрать, в какой форме (публичного или непубличного акционерного общества) может действовать их юридическое лицо с 01.09.2014. Также было не совсем ясно, можно ли было осуществить какие-то превентивные действия, направленные на то, чтобы акционерное общество, хотя и отвечающее признакам публичности, с 01.09.2014 не стало публичным, а приобрело статус непубличного акционерного общества.
Чтобы устранить такую правовую неопределенность, Центробанк выпустил письмо от 18.08.2014 № 06–52/6680 (далее — Письмо). Он разъяснил, что акционерные общества, созданные до 01.09.2014, которые хоть раз за время своего существования публично размещали свои акции путем открытой подписки или акции которых обращались на рынке ценных бумаг, с 01.09.2014 признаются публичными акционерными обществами.
Так, в Письме указано, что признаками публичного акционерного общества являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции такого акционерного общества. Причем это не зависит от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение) (абз. 2 п. 1 Письма).
В законе нет механизма изменения статуса АО с публичного на непубличное
Что касается такого признака публичности, как указание в наименовании акционерного общества на то, что оно является публичным, то Банк России указал, что этот признак публичности является определяющим (основным) только для обществ, созданных после 01.09.2014, и не применяется к обществам, созданным до даты вступления в силу Закона № 99-ФЗ.
Банк России фактически предопределил переход ОАО только в статус публичного акционерного общества, поскольку большинство из них когда-то предлагали свои ценные бумаги неограниченному кругу лиц путем открытой подписки или размещали свои акции на рынке ценных бумаг.
Таким образом, 01.09.2014 все ОАО фактически были отнесены законодателем к публичным акционерным обществам. При этом возможности самостоятельно выбрать между правовыми режимами у собственников ОАО не было. Ни по состоянию на 01.09.2014, ни в настоящий момент ГК РФ не предусмотрена возможность приобретения публичным акционерным обществом статуса непубличного.
В то же время законодатель в п. 1 ст. 97 ГК РФ предусмотрел переход непубличного акционерного общества в публичное. Для этого всего лишь необходимо указать в наименовании общества на то, что общество является публичным. С этого момента общество приобретает соответствующий статус.
Таким образом, ОАО, созданные до 01.09.2014 и ставшие публичными в силу закона, а также акционерные общества, которые после 01.09.2014 в добровольном порядке приняли на себя бремя публичности, назвавшись публичными обществами, в настоящее время законодательно не имеют возможности изменить свой публичный статус на непубличный и находятся в «ловушке публичности». Конечно, ни ГК РФ, ни специальные законы об АО и ООО не содержат запрета на переход из публичного акционерного общества в непубличное.
Для перехода из публичного АО в непубличное потребуется единогласное решение акционеров
Фактически запрета на переход публичного акционерного общества в статус непубличного не существует. Поэтому мы полагаем, что акционеры все же имеют право принять решение об изменении правового статуса юридического лица. Скорее всего, такое решение должно быть принято единогласно всеми присутствующими на общем собрании акционерами (хотя, повторимся, сейчас порядок принятия решения не определен). Кроме того, наименование общества не должно содержать указание на его публичность, а акции общества не должны обращаться на рынке ценных бумаг.
При этом в случае отказа регистрирующего органа в регистрации изменений, связанных с прекращением статуса публичного акционерного общества и приобретением им статуса непубличного, юридическому лицу придется обжаловать действия регистрирующего органа в суд. Он в свою очередь будет принимать решение с учетом конкретных обстоятельств дела, оценивая, например, необходимость изменения акционерным обществом своего статуса с публичного на непубличное, наличие законодательной возможности такого перехода и др.
Необходимо отметить также, что, несмотря на отсутствие законодательной возможности изменения правового статуса публичного акционерного общества на непубличное, в случае крайней необходимости изменить статус хозяйственного общества можно путем преобразования ПАО в ООО, которое по определению является непубличным хозяйственным обществом и не может существовать в статусе публичного.
Предполагается, что возможность смены публичным акционерным обществом своего правового режима должна быть решена в специальном законодательстве, регулирующем деятельность акционерных обществ.
Так, предложенным Минэкономразвития России проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)» предлагается включить в ст. 7 Федерального закона от 26.12.1995 № 208- ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208- ФЗ) п. 4 следующего содержания: «Статус публичного акционерного общества, акции которого не обращаются публично на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, может быть прекращен по единогласному решению акционеров путем исключения из устава и фирменного наименования указания на публичный статус общества».
Как следует из законопроекта, для приобретения публичным акционерным обществом статуса непубличного общему собранию акционеров этого общества необходимо будет: единогласно принять решение об изменении статуса общества; изменить наименование общества, исключив слово «публичное»; а также привести свои учредительные и иные документы в соответствие с требованиями ГК РФ и Закона № 208-ФЗ для непубличного акционерного общества. Кроме того, акции такого общества не должны обращаться на рынке ценных бумаг.
Представляется правильным положение проекта закона о необходимости единогласного волеизъявления всех акционеров, присутствующих на общем собрании, для принятия решения об изменении правового статуса общества, поскольку иное поставило бы акционеров, обладающих незначительным количеством акций (миноритариев), в неравное положение с мажоритарными акционерами по такому существенному вопросу деятельности общества, как определение его правового статуса.
На сегодняшний день существует неопределенность относительно того, в течение какого времени будет отсутствовать законодательная возможность изменения правового статуса публичного акционерного общества на непубличное. Проект поправок в Закон № 208-ФЗ, разработанный Минэкономразвития, на момент выхода данной статьи только прошел публичное обсуждение на Едином портале правовой информации (http://regulation.gov.ru/) и еще не внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ. При этом в ст. 4 этого законопроекта указано, что он вступает в силу с 01.01.2015.
Возможно, что до этого времени существующую правовую неопределенность удастся преодолеть с помощью судебной практики, но и это тоже потребует существенных временных затрат.
А пока акционерные общества, попавшие в «ловушку публичности», вынуждены осуществлять свою деятельность исключительно в качестве публичных обществ, не имея возможности выбора между правовыми режимами.
|